Вернуться
8 из 10
Просмотрено 8 из 10
Портреты Н.В. Гоголя в гравюрах.
Портреты Н.В. Гоголя в гравюрах.
Заголовок
Портреты Н.В. Гоголя в гравюрах.
Аннотация
В альбоме представлены гравюры с известных портретов Николая Васильевича Гоголя, созданных в разный жизненный период. Молодой Гоголь-романтик предстаёт нам на портрете А.Г. Венецианова. Художник точно передал тогдашний облик писателя: он одет по моде, с щегольством, с модной прической (кок), восторженный, добродушно-веселый, хотя и не без «доли лукавства». Встречи с А.Г. Венециановым, взгляды художника на искусство были тогда для Гоголя исключительно важны, помогая знакомству с бытом и психологией художников, – он начал писать повесть «Портрет». В 1839 г. в доме друга Пушкина П.В. Нащокина Николай Васильевич читает «Мертвые души». Современники писали, что Гоголь обладал незаурядным актерским талантом и для друзей читал свои сочинения в лицах, играл их, как на сцене, с паузами, меняя ритм речи и интонации. Такого Гоголя мы видим в гравюрах с рисунка московского художника Э.А. Дмитриева-Мамонтова, сделавшего его с натуры в доме П.В. Нащокина. Для широкого круга читателей это совсем неизвестный Гоголь. На рисунке К.П. Мазера Н.В. Гоголь изображен сидящим в кресле. В 1840 г. до 18 мая Н.В. Гоголь жил в доме М.П. Погодина. По чьему заказу он был написан и у кого находился этот портрет, неизвестно. В самом известном портрете писателя работы художника Ф.А. Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают облику Гоголя некую достойную и благородную светскость. Для этого портрета, предназначенного в подарок матери, любящий сын хотел выглядеть именно таким. Аксаков в «Воспоминаниях» описывает облик вернувшегося в тот же год из Италии Гоголя: «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображен на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение». Совершенно иным Н.В. Гоголь представлен в гравюре с рисунка Александра Иванова. О Н.В. Гоголе 1840-х П.В. Анненков писал: «Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, красоту мыслящего человека, хотя и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа». Эти слова могут служить характеристикой портрета. Иконография Н.В. Гоголя небольшая, и во всех портретах он разный.
Дата публикации
Повесть «Портрет» в гравюрах В.Н. Масютина
Творческое наследие семьи Быковых.