Вернуться
22 из 22
Просмотрено 22 из 22
Сергей Алимов. Гоголь. Персонажи и характеры. Графика из собрания Дома Гоголя
Сергей Алимов. Гоголь. Персонажи и характеры. Графика из собрания Дома Гоголя
Аннотация
В основу выставки легли две коллекции из музейного фондового собрания «Дома Гоголя» - это листы в технике шелкографии к поэме «Мёртвые души» и красочные гуаши к «Ночи перед Рождеством». Сергей Алимов автор изобразительного пространства более чем ста книг. Гоголь - любимый писатель художника, и гоголевская тема его творчества содержательна и обширна. Первые рисунки по гоголевским произведениям «Нос» и «Портрет» были сделаны ещё в 60-е годы, затем последовали иллюстрации к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Игрокам», «Ревизору», «Женитьбе». «Над Гоголем можно работать бесконечно, там находишь всё новые и новые вещи. Я сделал в 1973-1974 годах первые свои иллюстрации к „Мёртвым душам“. И, глядя на эти иллюстрации, я смотрю, что сейчас, переделав их, я несколько по-другому уже представляю, и для меня другим становится Гоголь...». Первое издание «Мёртвых душ» с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышло в 1971 году, переиздавалось оно множество раз, со временем были созданы ещё 25 рисунков, и в 2012 году издательство «Вита Нова» выпустило ограниченным тиражом в 20 экземпляров уникальное издание альбомной серии шелкографий к поэме «Мёртвые души». Сергей Александрович считает, что техника шелкографии даёт искомую глубину пространства, выразительный контраст чёрного и светлого, органичный для гротескного сюжета. Каждый лист после оттиска всегда дорисовывался, «доводился» автором вручную. «Вот шелкография, при всей её, казалось бы, механистичности... Я, например, стою и за каждым листом слежу. Когда печатник делает первый прокат, я прошу добавить два проката, или наоборот ослабить, то есть в принципе идёт работа творческая в шелкографии не меньше, чем литографская». На выставке зритель увидит галерею гоголевских персонажей, их выразительные образы и характеры. Воздействие произведения на зрителя всегда обусловлено подобием, совпадением изображаемого и с прообразом, и с архетипом уже народного представления о нём. Алимов, что называется, «угадал» внешность гоголевских героев. Такого рода прозорливость, высочайшая графическая культура исполнения, яркая образность и есть залог создания выдающихся произведений. Персонажи Алимова - всегда ёмкие, остро харáктерные, удивительно органично «живущие» в предметно-уютной среде, бытовании определённого времени, — и рассматривать, понимать, чувствовать их доставляет буквально физическое удовольствие!
Пересечения. Гоголь и Тургенев. К 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева