Вернуться
18 из 22
Просмотрено 18 из 22
Петр Петрович Соколов - иллюстратор поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Петр Петрович Соколов - иллюстратор поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Аннотация
На протяжении многих лет творчество Н.В. Гоголя вызывало интерес у художников. К иллюстрированию гоголевских произведений, в частности поэмы «Мертвые души», обращались еще его современники А. Агин, П. Боклевский, П. Соколов и др. П.П. Соколов (1821-1899) - русский живописец и график, акварелист. Специальность его составляли изображения простонародного и солдатского быта, а также охотничьих сцен, иногда писал портреты. Был одним из самых одаренных иллюстраторов, славу принесли работы к произведениям Н. Гоголя (“Мертвые души”), И. Тургенева (“Записки охотниа”), Н. Некрасова (“Генерал Топтыгин”, “Дедушка Мазай и зайцы”) и Л. Толстого (“Власть тьмы”). К иллюстрированию «Мертвых душ» Петр Петрович Соколов обращался дважды. В восьмидесятых годах (а быть может и несколько ранее) Петр Соколов исполняет, в качестве первого опыта в создании рисунков к первым главам «Мертвых душ», серию цветных акварелей, тронутых гуашью, которые в настоящее время находятся в Государственном Русском музее. В 1890 г. Соколов начинает работать уже над новым циклом, в иной технике, черной акварелью. Художнику было уже за семьдесят. Младший современник писателя, он был едва ли не последним, кто мог изображать гоголевскую Россию по собственной живой памяти. В новом, более многочисленном варианте, охватывающем оба тома «Мертвых душ», особое значение приобрел прием тончайшей светотеневой проработки изображения, явившийся в руках художника важнейшим средством к достижению образной выразительности. Цветной вариант, несмотря на ряд удачных листов, безусловно, уступает более позднему, черно-белому, на примере которого видно насколько возросло мастерство Соколова в девяностых годах. Смысл поэмы раскрывается теперь художником не только через взаимоотношения основных героев, но и во взаимоотношениях их с народом. Впервые в иллюстрациях к «Мертвым душам» основная сюжетная нить развертывается на широком социальном фоне. В этом выразилось глубокое понимание «Мертвых душ» как эпического полотна русской жизни. Стремление воспроизвести поэму во всей ее полноте и красочности, включая и знаменитые лирические отступления Гоголя, предопределило интерес иллюстратора к пейзажу. Это было также новым словом в графическом истолковании «Мертвых душ». Природа в этих иллюстрациях - не условный фон, но реальная среда, в которой протекает повседневная жизнь людей, совершаются события поэмы. Наряду с этим Соколов показывает себя крупнейшим мастером интерьерных сцен. Акварели П.П. Соколова, если говорить строго, иллюстрациями назвать нельзя. Изначально они не были предназначены для книги. Это были работы «на тему», достаточно широко распространенные в то время. В какой-то мере они были близки к исторической живописи, хотя и трактовали события сравнительно недавнего времени. Как и в исторической живописи, здесь важны были детали интерьера, костюмы героев. В качестве книжных иллюстраций чёрно-белые акварели Соколова впервые были использованы в «Иллюстрированном полном собрании сочинений» Гоголя московского издательства «Печатник» в 1911-1912 годах. В 1947 году 25 рисунков Соколова были воспроизведены на отдельных листах в издании, выпущенном в серии Гослитиздата «Русская классическая литература». Что касается цветных рисунков, то впервые они были опубликованы в виде почтовых открыток в начале 1890-х годов. Через иллюстрации Петр Соколов создает великолепную галерею образов русских помещиков, тончайшие картины быта и природы провинции. Его запоминающиеся герои полны сатиры и одновременно многогранны в соответствии с развитием фабулы литературного произведения. Много внимания уделяет конкретизации места действия: тщательно выводит облик усадеб и интерьеров, окружающих персонажей. Представленная на выставке серия почтовых открыток с репродукциями цветных акварелей П.П. Соколова к первому тому поэмы «Мертвые души», издана в пользу общины Св. Евгении в 1909 году, к юбилею Н.В. Гоголя. Община Св.Евгении (или "Издательство Красного Креста") была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного Креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия. Полиграфическое исполнение осуществлялось в различных типографиях, данное издание отпечатано в книгоиздательском Товариществе Р.Голике и А.Вильборг. В 1891 г. в типографии Эдуарда Гоппе выпускают двенадцать листов этой серии в виде альбома одноцветных репродукций (исполненных автотипией). Эти двенадцать листов иллюстрируют только три первые главы поэмы. Продолжать издание одноцветных репродукций рисунков из цветной серии не стали, настоящий альбом не переиздавался и является большой редкостью. Листы из этого альбома включены в настоящую выставку. Также представлен предмет из музейной коллекции «Редкая книга» издание «Мертвых душ», выпущенное Гослитиздатом в 1947 г. с черно-белыми иллюстрациями П.П. Соколова.
Иллюстрации к «Мертвым душам». Взгляд через увеличительное стекло. К 100-летию со дня смерти Василия Ивановича Навозова
Играем Гоголя. К году театра в России