Вернуться
14 из 22
Просмотрено 14 из 22
Народный лубок в коллекции Дома Гоголя
Народный лубок в коллекции Дома Гоголя
Аннотация
Искусство лубочной картинки зародилось в Китае. В России предшественником этого жанра считают бумажные иконы, которые массово продавались на ярмарках и в монастырях. Со временем к духовным сюжетам добавились простые и понятные сценки из мирской жизни: такие картинки охотно раскупали. В XVII веке лубки называли «фряжскими», или немецкими, потешными листами; многие картинки повторяли сюжеты, которые были популярны в Европе. Изначально в Москве ими украшали интерьеры придворные и знать, а потом листы начали покупать и горожане. Уже в начале XVIII века у знати лубки вышли из моды, а мещане, ремесленники и купцы их по-прежнему охотно раскупали. В 1721 году правительство взялось за народное искусство: к свободной продаже картинки, как мощное средство пропаганды, запретили. Их можно было тиражировать только в типографиях и только по специальному разрешению. В XIX веке лубок полюбили крестьяне: картинки украшали стены практически каждой деревенской избы. Знать и профессиональные художники считали этот жанр низкопробным народным искусством, но при этом тиражи лубков исчислялись тысячами. Сюжеты лубка отличались богатым разнообразием: это и народный эпос, и сказки, и нравоучения, это «заметки» по истории, юриспруденции и медицине, это и религиозные темы – и все хорошенько сдобрено юмористическими подписями, повествующими о нравах своего времени. Для народа это были и новостные листки, и образовательные источники. Также издавались лубки по мотивам произведений русских писателей (Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова). В России лубки были популярны до начала XX века. В 1918 году, когда печатное дело стало государственным, их прекратили издавать. Однако жанр, так или иначе, проявлялся в творчестве авангардистов. Многие художники 1920-х годов использовали художественный стиль и фольклорные приемы лубка, что проявилось, к примеру, в знаменитых плакатах «Окна РОСТА». Теперь лубок считается настоящим кладезем знаний, сохранившим историю Руси и народный юмор, взрастившей истинные карикатурные таланты и ставшей истоком книжной иллюстрации. И, конечно же, именно лубок – прямой предок современных комиксов. В музейном собрании Дома Гоголя находятся лубочные картинки с сюжетами повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и изображениями тройки лошадей, которая для русского человека всегда была национальным символом, а финал поэмы "Мертвые души" ("Эх, тройка! птица тройка...") давно стал отдельно существующим сверхтекстом.
«Черевички» для Победы. К 75-летию выхода на экран фильма-оперы «Черевички» по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Николай Васильевич Гоголь за границей