Вернуться
3 из 31
Просмотрено 3 из 31
Гоголевская серия Бориса Воробьева. К 110-летию со дня рождения мастера
Гоголевская серия Бориса Воробьева. К 110-летию со дня рождения мастера
Аннотация
Борис Яковлевич Воробьев (1911-1990) – советский скульптор, автор анималистической пластики и ярких литературных персонажей, талантливый мастер, который около сорока лет проработал на Ленинградском фарфоровом заводе. В 1936 году Б. Воробьев поступил во Всероссийскую академию художеств в Ленинграде на факультет скульптуры. С этого же года он устроился на ЛФЗ, где и проработал до 1972 года. На протяжении всей своей жизни, следуя зову сердца, Воробьев создавал птиц, диких животных, гордых и свободолюбивых, полных мудрости и достоинства. Анималистика была главной, но не единственной темой, привлекавшей внимание Бориса Воробьёва. Скульптор был знаменит и своими, переведёнными на язык фарфоровой пластики, литературными героями из сказок и произведений наших любимых писателей: И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, С.В. Михалкова. К таким работам относятся две композиции, посвященные гоголевской повести «Ночь перед Рождеством»: «Вакула на черте» и «Вакула и Оксана» («Черевички»). А в 1945-1953 гг. были созданы статуэтки известной фарфоровой серии из девяти фигур по произведениям Н. В. Гоголя "Ревизор" и "Мертвые души". Серия персонажей, которых часто именуют «гоголевскими типами», была создана буквально на одном дыхании, – по свидетельству самого художника, – за четыре месяца. Сразу после своего появления эти произведения вызвали большой интерес у собирателей и ценителей фарфора, став объектами повышенного спроса и коллекционирования. Имея своим прообразом литературные персонажи, скульптуры являются, тем не менее, самостоятельными художественными произведениями. Для каждой группы характерны свежесть зрительного решения и отсутствие композиционных и художественных шаблонов. Все герои сохраняют внутри цикла присущую им индивидуальность. Скульптуры имеют общее пластическое звучание – в фигурах примерно одинаковой высоты подчёркиваются, утрируются, вплоть до гротеска, черты характера, «типажности», обозначенные в прозе Н.В. Гоголя. Скульптор великолепно прочувствовал каждый образ, подчеркнув заметные черты характера лукавого Чичикова, корыстной Коробочки, мечтательного Манилова, грузного Собакевича, суетливых Добчинского и Бобчинкого. Все эти произведения можно увидеть на нашей выставке.
Гоголь на страницах периодической печати. Из собрания Дома Гоголя
«И из пепла ты восстала неизменною...». «Столичный град Москва» во второй четверти XIX столетия