Вернуться
1 из 51
Просмотрено 1 из 51
Открытка почтовая. "Н. Гоголь 1809.-1852 г." (С гравюры Ф.Иордана по портрету работы Ф.Моллера. 1841 г.). 1894-1905
Открытка почтовая. "Н. Гоголь 1809.-1852 г." (С гравюры Ф.Иордана по портрету работы Ф.Моллера. 1841 г.). 1894-1905
Название
Открытка почтовая. "Н. Гоголь 1809.-1852 г." (С гравюры Ф.Иордана по портрету работы Ф.Моллера. 1841 г.)
Датировка
Материал, техника
бумага плотная; печать типографская, печать фототипная
Размер
Изготовитель
Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко
Аннотация
Самый известный портрет Гоголя был написан Моллером в 1841 году по просьбе писателя для матери Марии Ивановны Гоголь-Яновской. «Слышал я, - вспоминал Н.В. Берг, - что он заказан был Гоголем для отсылки в Малороссию, к матери, после убедительных просьб целого семейства. Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее: надел сюртук, в каком его никогда не видели, ни прежде, ни после; растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен». Писатель одет в сюртук, глухо застегнутый на все пуговицы, шелковый шейный платок, щегольски повязанный на шее, дорогая золотая цепочка - все эти приметы «официального» облика Гоголя, появлявшегося в свете. Ф. Иордан свидетельствовал, что и в римский период жизни Гоголь одет бывал безукоризненно: «Часто встретишь его, бывало, в белых перчатках, щегольском пиджаке и синяго бархата жилете. Моллер изобразил Гоголя в жилете любимого синего цвета на фоне неба. Парадный облик модели придает не только одежда, но и «искусственная» улыбка, «которая никогда не составляла главной принадлежности его лица» (П.В.Анненков). Популярности этого изображения Гоголя способствовал перевод живописного оригинала в гравюру. «Его портрет, написанный Моллером, - верх сходства. - Вспоминал Ф. Иордан. - Мне пришлось два раза гравировать с него». Действительно, в 1857 году для издания «Сочинений и писем Н.В. Гоголя» был исполнен оттиск портрета в технике пунктира. А в 1864 году - в несколько уменьшенном виде гравюра резцом на стали для нового собрания сочинений писателя. Высокая степень сходства моллеровского портрета с оригиналом, особенно авторитетно подтверждена гравером Ф. Иорданом, художником с точным глазом и человеком, близко знавшим Гоголя. Н.В. Гоголь в «Завещании» 1845 года писал, что «моллеровский портрет - единственно схожее изображение». Портрет Гоголя в жилете с золотой цепочкой находился в семье писателя до 1919 года, когда был передан в полтавский художественный музей. Во время Великой Отечественной войны оригинал исчез, и настоящее его местонахождение неизвестно. В Третьяковской галерее хранится авторское повторение портрета с подписью мастера. Портрет был приобретен Сергеем Михайловичем Третьяковым, московским городским головой, братом основателя галереи, в 1890 году. В архиве сохранилось его письмо, в котором С.М. Третьяков сообщал Павлу Михайловичу, что в редакции «Русской старины» продается «оригинальный портрет Н.В. Гоголя, писанный Моллером… за 600 рублей». При этом особо отмечалось, что этот экземпляр «очень хорош, в особенности по колориту».
Коллекция
Иванов А.А. (1806-1858), Фишер К.А. (1859 - после 1923). Открытка почтовая. "А.А. Ивановъ. Портрет Н.В. Гоголя. Румянцевскiй Музей". 1892-1915