Вернуться
6 из 1229
Просмотрено 6 из 1229
Кубок парадный с портретом императрицы Елизаветы Петровны. середина XVIII века
Кубок парадный с портретом императрицы Елизаветы Петровны. середина XVIII века
Название
Кубок парадный с портретом императрицы Елизаветы Петровны.
Датировка
середина XVIII века
Материал, техника
стекло бесцветное прозрачное с воздушными пузырьками в массе; выдувание в форму, гравировка, шлифовка, золочение
Размер
В. 26; дм. 12
Изготовитель
Императорский стекольный завод
Аннотация
Данный кубок является фамильной реликвией Галиных-Быковых, состоящих в родственной связи с семьей Н.В. Гоголя (потомки родной сестры Гоголя Елизаветы Васильевны), по легенде принадлежал Д. П. Трощинскому. Дмитрий Прокофьевич Трощинский (1749-1829) - государственный деятель, генерал-прокурор, тайный советник, сенатор, владелец крепостного театра и обширных имений в Полтавской, Киевской, Воронежской губерниях. Вероятно, Трощинский был награжден кубком за особые заслуги, так как на рубеже XVIII - XIX вв. парадные кубки продолжали оставаться в числе произведений декоративно прикладного искусства, используемых в качестве высочайших даров и знаков отличия. После выхода в отставку Д. П. Трощинский переехал в село Кибенцы Миргородского уезда, был другом и покровителем многих украинских литераторов и художников, его дом был культурным центром для местных помещиков. В числе последних были и Гоголи-Яновские, свойственники Трощинского по брату. Благодаря Трощинскому юный Николай Гоголь был определён в Нежинскую гимназию. Этот кубок вполне мог быть подарен щедрым бывшим вельможей достойным соседям. Кубок как вид сосудов для питья известен в России с древности. Стеклянные кубки подобные представленному, особенно кубки с изображениями гербов, вензелями и портретами монархов получили широкое распространение только в XVIII веке. В этот период происходит разделение на кубки для сервировки стола и репрезентативные, изготовленные в честь знаменательных событий. В XVIII в. парадный кубок занимает значительное место среди предметов, которыми награждают за особые заслуги. В период царствования императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761) производство русского гравированного стекла достигает расцвета. Большой популярностью пользуются дорогие подарочные кубки с изображениями воинских атрибутов и символики в сочетании с государственными гербами, вензелями и портретами императрицы. На данном кубке гравированный с позолотой вензель императрицы прихотливо и изысканно изображен в зеркальном варианте в виде затейливого цветка. Обращает на себя внимание высокое качество исполнения кубка: рисунок профильного портрета императрицы Елизаветы Петровны отличает уверенность линий и тщательность проработки деталей, мастерское использование разных гравировальных техник. Велика вероятность использования мастером гравером рисунка медальера Бенджамена Скотта в качестве образца. Силуэт портрета, прическа, платье с орденской лентой и множеством мелких деталей и оборок, изящный, но в то же время статный и полный императорского достоинства образ Елизаветы Петровны вполне идентичен образу, тиражировавшемуся на монетах. Изображение зеркального вензеля императрицы Елизаветы Петровны также являлось украшением изделий монетного двора. XVIII столетие стало золотым веком гравированного стекла в России. В произведениях декоративно-прикладного искусства художественного стекла нашли отражение приметы «галантного века»: абсолютизм власти, куртуазность культуры, изысканность манер и прихотливость чувств мастерски переданы в известных изделиях казённого стекольного завода в Санкт-Петербурге.
Коллекция
Декоративно-прикладное искусство
Кирпич строительный. Первая четверть XVIII
Изразец печной карнизный гладкий расписной с пейзажем. 2-я пол.18 в.