Человек давно пользуется изобретением, которое позволяет ему без особого труда получать открытый огонь. Спички стали неотъемлемой частью повседневного быта. Из предмета быта спички постепенно превратились в объекты коллекционирования, в результате чего возник новый вид собирательства - филумения. Картинки-наклейки на спичечных коробках именовались спичечными этикетами. Российская история спички начинается с конца тридцатых годов XIX столетия, когда в России стали возникать спичечные производства. В Москве мощное спичечное производство организовал А. М. Гезен, сын отставного прусского поручика. Его фабрика успешно работала около полувека. Эта фабрика первой поместила на спичечную этикетку рисунок с изображением Московского Кремля. Этикетки продолжали совершенствоваться и видоизменяться, их разделяли по размерам на рядовые, пачечные и пакетные. Спичечные коробки стали различаться размерами, превращаясь в миниатюрные произведения искусства для настольных, кабинетных и каретных интерьеров. Одним из элементов привлечения покупателей стала идея выпуска спичек с оригинальными этикетами специально для коллекционеров. (https://www.nkj.ru/archive/articles/6749/)
Тематика спичечных этикеток самая разнообразная, в том числе, на этикетках помещают портреты известных личностей, к примеру, писателей. В коллекции нашего музея хранятся коробки для кабинетных спичек с изображением Н.В.Гоголя на этикетке.