Экспонаты
Фотография. 30. А.А. Иванов. Портрет Н.В. Гоголя (ГТГ). 1841 г. 1936
Фотография. 30. А.А. Иванов. Портрет Н.В. Гоголя (ГТГ). 1841 г. 1936
Комплект
Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника
Название
Фотография. 30. А.А. Иванов. Портрет Н.В. Гоголя (ГТГ). 1841 г.
Датировка
Материал, техника
бумага; фотопечать ч/б
Размер
Изготовитель
Союзфото
Фотоиздат
Аннотация
В 1936 году было принято Постановление Совета народных комиссаров СССР "О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве. Посчитав памятник Н. В. Гоголю (установленный на Арбатской площади, в конце Пречистенского, ныне Гоголевского бульвара) скульптора Н. Андреева "не передающим образа великого сатирика", а трактующим его "как пессимиста и мистика", Всесоюзный комитет по делам искусств в 1936 г. объявил конкурс на новый памятник писателю. Исходя из этого, Комитет счел необходимым обеспечить всех участников конкурса документальными материалами, связанными с жизнью и творчеством Гоголя. Подготовленные Комитетом материалы, также включающие в себя и листы с фотографиями прижизненных портретов писателя, были изданы организацией Союзфото (Всесоюзный фотоиллюстрационный трест «Союзфото», создан в 1931 году и централизовано занимался выпуском фотоиллюстраций для газет, журналов, книжных издательств и других потребителей информации). На листе № 30 - фотография портрета Н.В. Гоголя работы А. А. Иванова (1806-1858). Холст, масло. 1841 г. Находится в ГТГ, Москва. Портрет известен в двух экземплярах. Второй портрет принадлежал М. П. Погодину, затем находился в собраниях Румянцевского музея, после ликвидации которого поступил в Третьяковскую галерею. Этот второй портрет является авторской репликой, тогда же сделанной Ивановым. «Иванов вовсе не был портретистом. Портреты Гоголя - единственные им написанные портреты маслом. Оба портрета были сделаны для ближайших друзей Гоголя - Жуковского и Погодина - и отнюдь не предназначались для распространения. Однако Погодин, нарушив запрет Гоголя, опубликовал портрет в издававшемся им журнале «Москвитянин». Из Франкфурта, где был в то время Гоголь, он шлет гневные письма в Москву, обрушиваясь на нарушителя его воли и заодно пороча портрет, искаженный неумелым литографом». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955) Письмо к С. П. Шевыреву от 14 декабря 1844 г., в котором Гоголь говорит об истории с портретом. «Друг, - пишет он, - не от портрета я сказал замедление моих сочинений, но от тех душевных внутренних моих событий, к совершению которых во мне послужили странным образом видимые ничтожные дела и вещи, последним хвостиком которых был портрет.... Друг мой, многого я не умею объяснить, да и для того, чтобы объяснить что-нибудь, нужно мне поднимать из глубины души такую историю, что не впишешь ее на многих страницах. А потому, по тем же самым причинам и не может быть понятно другому, почему мне так неприятно публикование моего портрета. Одни могут отнести к излишнему смирению, другие к капризу, третие к тому, что у чудака всё безотчетно и во всяком действии должен быть виден оригинал. Не скрою даже и того, что помещенье моего портрета именно в таком виде, т. е. налитографированного с того портрета, который дан мною Погодину, увеличило еще более неприятность. Там я изображен как был в своей берлоге назад тому несколько лет. Я отдал этот портрет Погодину, как другу, по усильной его просьбе, думая, что он, в самом деле, ему дорог, как другу, и никак не подозревая, чтобы он опубликовал меня. Рассуди сам, полезно ли выставить меня в свет неряхой, в халате, с длинными взъерошенными волосами и усами? Разве ты сам не знаешь, какое всему этому дают значение?»
Коллекция
Фотография