Экспонаты
Фотография. 46. А.А. Иванов. Портрет Гоголя. 1847 г. 1936
Фотография. 46. А.А. Иванов. Портрет Гоголя. 1847 г. 1936
Комплект
Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника
Название
Фотография. 46. А.А. Иванов. Портрет Гоголя. 1847 г.
Датировка
Материал, техника
бумага; фотопечать ч/б
Размер
Изготовитель
Союзфото
Фотоиздат
Аннотация
В 1936 году было принято Постановление Совета народных комиссаров СССР "О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве. Посчитав памятник Н. В. Гоголю (установленный на Арбатской площади, в конце Пречистенского, ныне Гоголевского бульвара) скульптора Н. Андреева "не передающим образа великого сатирика", а трактующим его "как пессимиста и мистика", Всесоюзный комитет по делам искусств в 1936 г. объявил конкурс на новый памятник писателю. Исходя из этого, Комитет счел необходимым обеспечить всех участников конкурса документальными материалами, связанными с жизнью и творчеством Гоголя. Подготовленные Комитетом материалы, также включающие в себя и листы с фотографиями прижизненных портретов писателя, были изданы организацией Союзфото (Всесоюзный фотоиллюстрационный трест «Союзфото», создан в 1931 году и централизовано занимался выпуском фотоиллюстраций для газет, журналов, книжных издательств и других потребителей информации). На листе № 46 - фотография рисунка А. А. Иванова (1806-1858) «Портрет Гоголя». Рисунок карандашом. Без подписи и даты. По традиции датируется 1847 годом. Находится в РНБ, Санкт-Петербург. «На левой стороне листа едва заметен набросок характерного профиля Гоголя. Поступил через М. П. Боткина, очевидно, из числа имущества, оставшегося после смерти Иванова в Петербурге в 1858 году. [...] Портрет за исключением костюма и прически чрезвычайно близок ко второму (погодинскому) варианту ивановского портрета Гоголя, написанного маслом. Нет решительно никаких данных, указывающих на то, что портрет этот был сделан Ивановым действительно в 1847 году, то есть через шесть лет после первых двух портретов, и снова с натуры. Совершенно непонятно, зачем Иванов следовал в этой новой работе (если это рисунок с натуры) в точности повороту лица и прическе первых портретов. Более естественным мне кажется следующее предположение. После смерти Гоголя, озабочиваясь изданием его портрета, Иванов дорисовал бывший у него рисунок, возникший как подготовка к портрету Гоголя 1841 года. Подготовляя его как рисунок для гравюры или литографии, Иванов тщательно моделировал лицо, вместо халата нарисовал сюртук и подобрал волосы, учитывая то, чем недоволен был Гоголь в погодинском портрете, попавшем в печать. «Не скрою даже и того,- писал Гоголь Шевыреву в конце 1844 года,- что помещение моего портрета именно в таком виде, то есть налитографированного с того портрета, который дан мною Погодину, увеличивало еще более неприятность. Там я изображен, как был в своей берлоге назад тому несколько лет. Я отдал этот портрет Погодину, как другу, по усиленной его просьбе, и никак не подозревал, чтобы он опубликовал меня. Рассуди сам, полезно ли выставлять меня в свет неряхой, в халате, с длинными взъерошенными волосами и усами?» Никак нельзя согласиться с комментаторами, что этот портрет представляет собой Гоголя в ином психологическом состоянии, чем масляный портрет Иванова. Едва ли можно видеть в лице Гоголя следы духовного страдания, физической переутомленности, истощения, как писал об этом профессор М. Н. Сперанский. (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955)
Коллекция
Фотография