Персоналии
Боклевский Петр Михайлович, художник, 1816 - 1897
Боклевский Петр Михайлович, художник, 1816 - 1897
ФИО
Боклевский Петр Михайлович
Годы жизни
Вид деятельности
художник
Биография
Петр Михайлович Боклевский родился в семье отставного офицера, участника военных кампаний конца XVIII - начала XIX века Михаила Федоровича Боклевского, в небольшом имении Елшино в Пронском уезде Рязанской губернии. Мать его, Мария Даниловна - увлекалась акварельной живописью. Художественные способности Петр Боклевский унаследовал от матери. Мальчик начал рисовать с пятилетнего возраста. Окончив рязанскую классическую гимназию, Боклевский в 1837 году поступил в Московский университет, сначала на физико-математический факультет, а затем перешел на нравственно-политическое (юридическое) отделение. Боклевский служил губернским секретарем в Рязани. Жил на два города, находясь в Петербурге, брал уроки у профессора петербургской Академии художеств живописца А. Е. Егорова, с 1845 посещал академический класс К. П. Брюллова и мастерскую П.К. Клодта. Способный карикатурист, он не обходил своим вниманием академических преподавателей, "необыкновенно бойко и зло рисовал на них карикатуры, да такие хлесткие, что профессора приходили в бешенство". Не ужившись в Академии, Боклевский начал работать в мастерской скульптора П.Т.Клодта. Он был автором рисунков для скульптурных коней П.К. Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. В 1852 году Боклевскому был выдан аттестат Академии. Совет признал его достойным "звания свободного художника по живописи портретной акварельной". В этом же году художник уехал за границу. Он изучал искусство в музеях Франции, Италии, Испании. Работая в Париже, в мастерской Латура и Видаля, занимался пастельной живописью. Путешествие продолжалось около двух лет. Материальные обстоятельства заставили художника приняться за заказные портреты, много выполнял он и портретных миниатюр. Необыкновенное умение Боклевского передавать сходство, тонкая техника исполнения повышали спрос на его произведения. Боклевский активно занимается и общественной деятельностью. После возвращения в Рязанскую губернию избирается мировым судьей Скопинского уезда, губернским гласным, позже почетным мировым судьей. Позднее жил в основном в Москве. Его рисунки и акварели полны романтической иронии. Боклевский выступал и как политический карикатурист (альбом «На нынешнюю войну», 1855). За цикл литографий «На нынешнюю войну» в 1855 году Государь Император Александр II наградил рязанского художника именным бриллиантовым перстнем. Но по настоящему Боклевский показал себя после сближения с литературным миром Москвы, посвятив себя книжной иллюстрации. Живя в 1850-е годы в Москве, художник сблизился с литераторами из редакции "Москвитянина", группировавшимися вокруг Островского. В этот кружок входили писатели П.И.Мельников-Печерский, А.Ф.Писемский, А.А.Григорьев, актеры П.М.Садовский и И.Ф.Горбунов, музыканты О.И.Дютш и Н.Г.Рубинштейн, скульптор Н.Д.Рамазанов. Для Петра Боклевского это общение сыграло очень большую роль. С этого времени и на всю жизнь его художественное мастерство было отдано иллюстрации. "Когда выросла слава Островского, Боклевский явился к нему на помощь, как толковник художественных красот во всеоружии опыта и силы", - писал один из членов редакции "Москвитянина" С.Максимов. Всего было проиллюстрировано пять комедий: "Свои люди - сочтемся", "Бедная невеста", "Не в свои сани не садись", "Не так живи, как хочется", "Бедность не порок". Рисунки сопровождались цитатами из текста комедий. Иллюстрации Боклевского очень тепло были приняты И.С.Тургеневым, который взял на себя хлопоты, связанные с их изданием. Альбом вышел из печати в 1860 году. Одновременно художник работал над графическим воплощением образов Гоголя. В 1858 году появился первый альбом иллюстраций к "Ревизору", а в 1863 - "Бюрократический катехизис" - новый, еще более удачный своими художественными обобщениями вариант рисунков к этой же комедии. Иллюстрирование произведений Гоголя стало делом всей жизни Петра Боклевского. Самой большой любовью среди произведений Гоголя у Боклевского пользовались "Мертвые души". Это была настольная книга художника. Художником были созданы циклы работ к произведениям Н.В. Гоголя: Галерея гоголевских типов. «Ревизор» (1858); Бюрократический катехизис. Пять сцен из «Ревизора» (1863); Альбом гоголевских типов… (1881); Типы из поэмы «Мертвые души» (1895). Кроме того, он иллюстрировал произведения И. С. Тургенева (1869), Ф. М. Достоевского (1881) и П. И. Мельникова-Печерского (1882). Эти работы тоже пользовались успехом, но они явно уступали иллюстрациям к Гоголю. Последний период жизни художника был труден из-за бедности и болезней, но над своими иллюстрациями он продолжал трудиться чуть ли не до самой смерти. Скончался П.М. Боклевский в Москве.