Персоналии
Рамазанов Николай Александрович, скульптор, 1815 - 1867
Рамазанов Николай Александрович, скульптор, 1815 - 1867
ФИО
Рамазанов Николай Александрович
Годы жизни
Вид деятельности
скульптор
Биография
Николай Александрович Рамазанов - один из крупнейших скульпторов академического направления середины XIX столетия. Родился в Петербурге. В 1827 зачислен в Воспитательное училище при ИАХ. За период учебы получил все существовавшие академические награды. В 1839 выполнил несколько монументально-декоративных работ для Зимнего дворца. В 1840-1842 участвовал в создании памятников Н. М. Карамзину в Симбирске и Державину в Казани. В 1843 отправлен пенсионером в Италию. Работал в Риме, где познакомился с А. А. Ивановым Н. В. Гоголем. В 1847 переехал в Москву, куда был приглашен преподавать в открывающийся класс ваяния МУЖВиЗ. В конце 1846 года получил предложение занять место преподавателя скульптуры в открывавшемся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества классе ваяния. Занимая это место до конца своей жизни, Рамазанов способствовал образованию многих молодых скульпторов; среди его учеников были М. А. Чижов, С. И. Иванов, В. С. Бровский и др. В 1846-1847 выполнил барельефы для здания офицерской библиотеки в Севастополе. В 1848 создал восемь круглых барельефов для имения графа В. П. Давыдова. В 1849 за скульптурные работы и преподавательскую деятельность был удостоен звания академика. В 1850 за модели славянских трофеев для Александровского зала Большого Кремлевского дворца награжден золотой медалью. В 1856-1857 вылепил три горельефа для пьедестала памятника Николаю I в Петербурге. В 1858 получил звание профессора скульптуры 2-й степени. В 1862–1863 создал надгробие М. А. Офросимова. В конце 1860-х участвовал в скульптурном оформлении Храма Христа Спасителя в Москве. Среди его работ бюсты Н.В. Гоголя, графа Ф. П. Толстого, A. C. Пушкина; статуя «Татьяны» из «Евгения Онегина» и др. Был искусным формовщиком (снял посмертные маски Н.В. Гоголя, В. Г. Белинского, графа С. С. Уварова) и рисовальщиком. В мае 1866 года был вынужден выйти в отставку, а спустя полтора года умер, оставив после себя вдову, сына и двух дочерей. Похоронен в московском Алексеевском монастыре. Значение Рамазанова в истории искусства определяется не только его собственным творчеством, но также литературной и преподавательской деятельностью. Он составил «Материалы для истории художеств в России» (М., 1863), написал ряд статей, которые являются своего рода художественной летописью середины XIX века. Будучи убежденным сторонником консервативной академической системы, Рамазанов, тем не менее, поощрял тяготение своих учеников (Чижов, Иванов) к жанровой тематике, поддержав, таким образом, развитие реалистических традиций в скульптуре. Произведения мастера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Всероссийском музее А. С. Пушкина и других.
Ссылки