Персоналии
Зворыкин Борис Васильевич, художник, 1872-1942
Зворыкин Борис Васильевич, художник, 1872-1942
ФИО
Зворыкин Борис Васильевич
Годы жизни
Вид деятельности
художник
Биография
Родился в купеческой семье. Рано увлекся рисованием. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1892-1893 гг. в качестве вольнослушателя. Испытал влияние графики Е. Д. Поленовой, живописи В. М. Васнецова, С. В. Малютина. С 1898 иллюстрировал книги для издательств Н. Д. Сытина, А. И. Мамонтова, И. Н. Кнебеля в Москве, А. Ф. Маркса и А. А. Левинсона в Петербурге. В 1906–1908 сотрудничал в журнале «Весы». Оформил историко-художественные альбомы: «Лавры, монастыри и храмы Святой Руси» (1909), «Крепостничество и воля» (1911), «В память столетнего юбилея Отечественной войны. 1812–1912» (1912), «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913), «Москва» (1914) и другие. Выполнял эскизы рождественских и пасхальных поздравительных карточек, открытых писем. По акварелям художника были изготовлены серии открыток «Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские дети», «Русские былины», «Охота». Экспонировал свои работы на выставке «Искусство в книге и плакате» в Петербурге (1911–1912). Работал по заказам императорского двора; оформил меню торжественного обеда в честь французских сенаторов и депутатов в Москве (1910), в честь приезда британской торговой миссии (1912). Занимался монументальной живописью. Создал росписи собора Св. Александра Невского в Симферополе (1910-е, не сохранились), участвовал в оформлении Федоровского собора в Царском Селе, заслужив благодарность Николая II. В 1915 выступил одним из учредителей «Общества возрождения художественной Руси». После Октябрьской революции был приглашен оформить Послание Поместного собора о восстановлении патриаршества; создал эскиз патриаршей печати и оформил личное послание патриарха Тихона главам зарубежных христианских церквей. В 1918–1919 рисовал обложки для журнала «Красноармеец»; оформил альманах «Творчество» (М.-Пг.; вместе с А. Н. Бенуа и С. Н. Чехониным.), книги «Древняя Русь в пословицах и поговорках» В. Волженина, «Рождественский дед», «Яга и земляничка» В. А. Смирнова. Создал агитационный плакат «Бой красного рыцаря с темной силой». В 1921 через Крым, Константинополь и Египет эмигрировал во Францию; жил в Париже. С 1921 сотрудничал с издательством «Пьяцца», для которого оформил книги «Москва и деревня в гравюрах и литографиях» Г. К. Лукомского (1921), «Исповедь» М. А. Бакунина (1921), «Золотой петушок и другие сказки» (1925), «Борис Годунов» (1927) А. С. Пушкина, «Поэмы» А. де Мюссе (1927) и другие. В 1928 участвовал в выставке «Роскошная книга. 1923–1927» в Брюсселе. В 1930-х перевел на французский язык русские сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Жар-птица», сопроводив их собственными иллюстрациями и стилизованным рукописным текстом (издание осуществлено в 1978). Иллюстрации послужили эскизами для серии из двенадцати фарфоровых тарелок, которую ограниченным тиражом выпустила фирма Heinrich Porzellan (1980–1983). В 1935 создал серию акварелей с изображением дореволюционных форм полков 1-ой Гвардейской кавалерийской дивизии. Участвовал в деятельности общества «Икона» в Париже. Умер в оккупированном Париже в 1942 году.