Персоналии
Дмитриев-Мамонов Эммануил Александрович, художник, 1824-1884
Дмитриев-Мамонов Эммануил Александрович, художник, 1824-1884
ФИО
Дмитриев-Мамонов Эммануил Александрович
Годы жизни
Вид деятельности
художник
Биография
Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов (или Мамонов) (1824-1884) - русский художник-портретист, сын художника-баталиста А. И. Дмитриева-Мамонова, известен живописными и графическими портретами известных русских писателей и общественных деятелей. Как художник-график Э. А. Дмитриев-Мамонов славился неповторимой, гротескной манерой уловить в человеческой натуре самое характерное, узнаваемое. Менее известен как книжный график и мастер карикатуры. Один из последних друзей Н. В. Гоголя. Друг А. С. Хомякова. Значительная часть источников высоко оценивает качество изобразительных работ художника, в то же время некоторые издания характеризуют его творчество как творчество художника-дилетанта, чему способствовала импульсивность, известная увлекаемость художника, нередко оставлявшего свои произведения недоделанными. Первоначальное художественное образование Эммануил получил у отца. Александр Иванович был график и живописец-баталист, директор военно-топографического депо, один из основателей петербургского «Общества поощрения художников». В 1840 году Эммануил поступил на юридический факультет Московского университета. Учёбу в Московском университете юноша чередовал с занятиями в петербургской Академии художеств. В 1850-х годах Эммануил учился в Московском училище живописи и ваяния, после чего стал профессиональным художником-портретистом. Вскоре Мамонов стал весьма востребованным специалистом портретной живописи, имеющим значительный авторитет в среде московской аристократии. Он написал портреты многих известных русских писателей и общественных деятелей, в том числе Н. В. Гоголя (по словам современников портреты писателя отличались большим сходством с оригиналом; портреты Гоголя работы Дмитриева-Мамонова, наряду с портретами А. И. Иванова, А. Г. Венецианова и Ф. А. Моллера, считаются самыми удачными изображениями писателя), Н. Ф. Павлова, К. С. Аксакова, А. С. Хомякова, П. В. Нащокина, П. В. Киреевского, Н. М. Языкова и многих других. В 1858 году Петербургская Академия Художеств удостоила Э. А. Дмитриева-Мамонова звания художника портретной живописи. По оценке современников, Эммануил Александрович был «художник и мыслитель замечательный». Более всего они ценили его портретную живопись, хотя художник делал и пейзажные зарисовки, писал исторические картины, натюрморты, а из переписки Аксаковых и А. С. Хомякова можно косвенно судить об интересе славянофилов и Дмитриева-Мамонова к эскизам церковной архитектуры, к церковной живописи, узнать об иллюстрациях художника для азбуки. Историк П. И. Бартенев вспоминал, что Э. А. Дмитриев-Мамонов изготовлял виньетки для обложки его книги. В 1860 году художник в качестве пенсионера Академии художеств покинул Россию и надолго поселился в Италии, наведываясь в Париж и Дрезден. Но и в эти годы он не порывал связей с Родиной, писал картины на русские темы, следил за ходом крестьянской реформы. В 1874 году художник вернулся на родину, остановившись в Дерпте, где проживало семейство его друга В. А. Елагина. После смерти Елагтна в 1879 году семейство Дмитриевых-Мамоновых переехало в Петербург. В столице Дмитриев-Мамонов общался преимущественно с К. Д. Кавелиным; в последние годы Эммануил Александрович много болел и скончался 30 декабря 1883 (11 января 1884) года.