Персоналии
Фишер Карл Андреевич, фотограф, 1859 - после 1923
Фишер Карл Андреевич, фотограф, 1859 - после 1923
ФИО
Фишер Карл Андреевич
Годы жизни
1859 - после 1923
Вид деятельности
фотограф
Биография
К.А. Фишер (1859-после 1923) - известный профессиональный фотограф, владелец одного из крупнейших фотографических заведений в Москве «К.Фишер, бывшая Дьяговченко». Профессиональную деятельность фотографа Карл Фишер начал в 1878 году в Оренбурге. В 1889 году стал «преемником Придворной фотографии И. Дьяговченко». Это заведение досталось ему от вдовы Дьяговченко — Матрёны Яковлевны. До 1895 года на вывеске значилось слово «преемник», а затем заведение стало именоваться «Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко», вероятно в связи с тем, что Фишер выкупил ателье у вдовы. С 1892 года стал «фотографом императорских театров», что ознаменовало последующий творческий расцвет мастера, продолжавшийся два десятилетия. Фотоателье Фишера располагалось на Кузнецком мосту в доме Тверского архиерейского подворья (в д. 11, позже в д. 21/5). В 1892 году Фишер расширил ассортимент услуг, открыв при ателье художественную фототипию, цинкографию и фотолитографию «для всякого рода изданий». В ателье работали фотографы М.А. Сахаров, В.И. Улитин, Д.Р. Вассерман, М.А. Бартошевич, ретушёры К.К. Краузе, А.Т. Трофимов и другие. Карлом Фишером и его работниками была создана портретная галерея многих деятелей русской культуры рубежа XIX—XX веков. Среди них артисты (М.Н. Ермолова, И.М. Москвин, В.Э. Мейерхольд), писатели (Л.Н. Толстой, Л.Н. Андреев, А.П. Чехов), художники (И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.А. Врубель), композиторы (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов) и многие другие. Кроме московского, Фишер имел филиал фотографии в Мариинском театре в Петербурге. Ателье Фишера занималось не только портретной съёмкой, но и театральной, архитектурной, хроникальной. В 1890—1910-х гг. мастера фотографии Фишера достигли значительных успехов в съёмке театральных сцен, представлявших в то время определённые трудности, в связи с несовершенством фототехники. Фишеру удалось сделать снимки спектаклей Большого и Малого театров, Московского художественного театра, Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова и «Оперы С. И. Зимина». Фишер сотрудничал с Третьяковской галереей, где в 1898—1913 пользовался преимущественным правом на изготовление фотографий. По особой договорённости с дирекцией в здании галереи он имел комнату-магазин для продажи по контракту фотографий её экспонатов, к 1900 году его фотоателье завершило съёмку экспозиции всех залов музея. Также ателье Фишера регулярно выполняло заказы Императорского Московского археологического общества (ИМАО) по съёмке археологических и реставрационных работ. Несмотря на такое сотрудничество, единственным мастером, удостоенным звания фотографа ИМАО остался И.Ф. Барщевский. Ателье Фишера просуществовало более двадцати лет и было закрыто в 1915 году.