Персоналии
Далькевич Мечислав Михайлович, художник, (1861-1941 или 01.1942)
Далькевич Мечислав Михайлович, художник, (1861-1941 или 01.1942)
ФИО
Далькевич Мечислав Михайлович
Годы жизни
(1861-1941 или 01.1942)
Вид деятельности
художник
Биография
Мечислав (Франц) Михайлович Далькевич родился 2 апреля 1861 в селе Вишневчик близ Каменец-Подольского. Живописец, график, литератор и педагог. Из польской мещанской семьи. Окончил шестиклассную классическую прогимназию, знал французский, немецкий, украинский и польский языки. В 1876 приехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Учился у Б.П. Виллевальде и П.К. Клодта. В годы учебы получил серебряные медали за рисунок и пейзажи. В 1884 удостоился премии за пейзаж на конкурсе Общества поощрения художеств. С 1878 работал как рисовальщик, карикатурист, иллюстратор и хромолитограф в журналах «Живописное обозрение», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Нувелист», «Родник», «Развлечения», «Стрекоза», «Шут», «Осколки» и др. Был редактором художественного отдела журнала «Нива» (1907–1917). Один из организаторов и иллюстраторов журнала «Леший» (1906). Исполнил иллюстрации к книгам: «Актеа: повесть из древней римской и греческой жизни» Е.А. Сысоевой (1884), «Наши нравы» И. Василевского (1884), «Пушкин в рисунках» (1885), «Скромные подвиги» В.И. Немировича-Данченко (1891), «Кавказские рассказы» П.П. Гнедича, его же «Через Черное море на Босфор» (1896), юбилейное роскошное издание «Мертвые души» Н.В. Гоголя (1901, издательство А.Ф. Маркса, в соавторстве с другими художниками; был руководителем художественного коллектива). Им были исполнены станковые литографии по мотивам романа «Анна Каренина» и рассказа «Холстомер» Л.Н. Толстого. В 1901 выставил в Варшаве на выставке TZSP один пейзаж. В 1903 в салоне Кривульта на второй весенней выставке экспонировались девять его пейзажей. С 1894 публиковал статьи по вопросам истории искусства, живописи, был постоянным корреспондентом журналов «Артист» (с 1894), «Искусство и художественная промышленность» (1899-1900), «Наука и жизнь» (1905), газет «Россия», «Северный курьер» (1899) и других периодических издании. Выпустил монографию «Кушелевская галерея», книгу «Музей императора Александра III», теоретическую работу «Жизнь и искусство». Был одним из зачинателей искусства театрального грима. С 1890 преподавал рисование и театральный грим в Театральном училище при Александрийском театре и в частных театральных школах Санкт-Петербурга. Автор портретов Л.Н. Толстого (1892), П.И. Чайковского (1901) и А.С. Суворина, живописных пейзажей. Работы экспонировались в Петербурге (Ленинграде) на выставках: Общества русских акварелистов (1895), «В память И.С. Тургенева» (1909), 1-й Государственная свободная выставка произведений искусств (1919), «Картины дружины художников “Око”» (1921), Выставка петроградских художников всех направлений (1923), Юбилейная выставка изобразительных искусств (1927), Товарищества художников (1922 и 1923, член общества с 1917) и Общества им. А.И. Куинджи (1917, 1918, 1926–1930; член общества с 1910). В 1929 в Обществе им. А.И. Куинджи было устроено празднование 50-летия его творческой деятельности. В 1918–1919 руководил информационным бюро Наркомпроса. В 1918 исполнил один из первых живописных портретов Ленина, который массовым тиражом разошелся в литографиях. В 1920-е написал портреты и других советских вождей. В 1934 вступил в Ленинградскую организацию Союза художников (СХ). Заведовал отделением грима в Государственных театрах (до 1921), а также художественно-графической частью Музея Государственных театров. В 1920–1929 вел преподавание грима в школе Театра драмы (студия им. народного артиста Ю.М. Юрьева) и ряде частных училищ. В 1929–1930 – внештатный преподаватель грима на декоративно-прикладном отделении живописного факультета Академии художеств (ВХУТЕИНа). В 1930–1931 преподавал в Государственном художественном политехникуме. Умер в блокадном Ленинграде. Представлен в Государственном Русском музее (иллюстрации к «Мертвым душам»), Театральном музее Санкт-Петербурга («Портрет артистки Н.С. Васильевой», 1918), в музее Зоологического института Санкт-Петербурга (пейзаж «Тундра», 1935), в частных собраниях Польши.